Мы уже упоминали, что концептуальный символизм – не только художественное, но и общефилософское течение. К сожалению, отрицательное развитие общества особенно заметно в областях, отдаленных от практики, типа искусства или философии. Поэтому непреложная истина, что все имеет свой конец и свое начало, натыкается в человеческом уме на утверждение о бессмертии Богов и может вызвать у современного человека когнитивный диссонанс, поскольку оба эти утверждения явно противоречат друг другу. Не привлекая к рассмотрению различные экзотические теории и благоглупости, вроде параллельных пространств и перемещения во времени, попробуем разобраться в ситуации с различными Богами и их судьбами на наглядных примерах истории человечества.
Прежде всего, надо принять во внимание небольшую продолжительность жизни индивидуума - в несколько десятков лет. При таком жизненном сроке промежутки в столетия и тысячелетия представляются бесконечными – т.е. вечными в сравнении с кратким земным бытием. Это простое сравнение позволяет оценить степень связанности представлений человека с реалиями его существования. Попутно зададимся вопросом о целом пантеоне Богов древних шумеров, египтян или греков. Как сказал однажды Ферми – где они все? Все эти персонажи, видимо, не оказывают влияния на нашу жизнь сейчас. Но почему? Логично предположить, что их сейчас нет. Либо они погибли физически, либо ментально, в рамках тех или иных оставленных религиозных доктрин. Что до существования единого или главного Бога, то оно проблематично в безграничной вселенной и при отсутствии веры, хотя человеческий опыт говорит и о печальной судьбе такого Бога.
К сожалению, проблема гибели Богов прошлого существует и сегодня - в том же неразрешимом виде, как и ранее, и вера здесь не является доказательством истины. Гибель Богов происходит в связи с изменившимся мировоззрением – это понятно, но о гибели физической можно лишь строить предположения. При этом, подобные умозаключения касаются всех Богов, без исключения, - и прошлых. и нынешних. Эта коллизия – вечности мироздания и конечности любой его формы - также иллюстрирует неадекватность или несовершенство человеческого мышления, и то, что человеческое знание, как уже было отмечено, основано на вере. Как это ни парадоксально, но сегодняшняя гносеология человека базируется на утверждении «человек – царь природы». А «царь природы» остается, в целом, банальным животным, и, подобно обезьяне в стае, испытывает дискомфорт в отсутствии патрона-покровителя.
В продолжение темы - очередная работа мастера концептуального символизма, художника Евгения Гегузина/Evgeny Gegouzin Three Graces of Macbeth/Три Грации Макбета