КЛАССИЦИЗМ - ЛЮДОВИК XVI
Классицизм конца XVIII века — это дань великого столетия мебельного искусства античным художественным формам. Во Франции, где новый стиль именуется стилем Людовика XVI, классицизм был последним в ряду «королевских стилей».
Во Франции в рассматриваемый период самыми богатыми заказчиками и меценатами все еще были королевская семья и придворная аристократия. Влияние двора распространялось на все отрасли искусства, включая и художественную мебель.
Рококо, с его вычурностью, манерностью, чрезмерной декоративностью, не могло долго продержаться, несмотря на всю талантливость мастеров, представлявших этот стиль. Вскоре после расцвета, приходящегося на середину века, стиль обнаруживает признаки усталости, повторяемости; ряды его приверженцев быстро редеют. В печати, чутко реагирующей на смену вкусов, появляются статьи с острыми нападками на рококо и с призывами к искусству более рациональному, более трезвому. Зарождающийся новый стиль — классицизм — в полной мере отвечал запросам времени.
Эти события имели и свою предысторию: раскопки, проведенные в Геркулануме (1738) и Помпеях (1748), а также появившиеся по их следам труды историка Винкельмана и других ученых, породили новую волну интереса к античному искусству. Появившись сначала в архитектуре, формы классицизма постепенно проникают и в прикладное искусство, в том числе и мебель. Капризно изогнутые формы и динамичный орнамент рококо начинают «успокаиваться» уже в середине 1760-х годов. Линии выпрямляются, членения поверхностей становятся все более простыми и ясными. Наиболее характерными образцами переходного стиля (от позднего рококо к стилю Людовика XVI) являются произведения Ризенера, созданные им около 1770 года. Ризенер прославился более всего своими бюро с цилиндрической крышкой, исполненными в красном дереве и украшенными тончайшим набором маркетри. От гнутых ножек и царг своих прежних работ он перешел к ровным, строго члененным поверхностям, от бронзовой пластики — к декоративным фризам, выполненным в технике маркетри.
В новой мебели бронза оттесняется на опорные элементы и обрамления, карнизы профилируются по античному образцу. Иногда, особенно в дорогих изделиях, в центр филенки помещается четырехугольной или овальной формы накладная деталь из золоченой бронзы. В орнаменте преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужника, фестоны, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, лист аканта. Нередко употребляются и цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.
Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом. Среди изящных комодов, выполненных в новом стиле, немало настоящих шедевров мебельного искусства. Иногда комоды надстраивали полками (commode-etagere). Прямая линия доминирует и в формах небольшого женского письменного стола (bonheur du jour). Изящнее всего отделывались столы, особенно круглые, как правило, рабочие столики на трех ножках, связанных полочного типа проножками. Очень характерной мебельной формой было и уже упоминавшееся бюро с цилиндрической крышкой.
Столики-консоли, ширмы, часы, различные подставки украшались тонкой резьбой, цветочными гирляндами, аллегориями. Деревянные части предметов мебели для сидения и лежания обрабатывались резьбой низкого рельефа, позолотой или белым лаком. Обивочные материалы - гобелен, шелковые ткани с цветочным орнаментом и др. Наиболее часто используется красное дерево, идущее главным образом на фанеровку предметов. Филенки красного дерева инкрустируются наборами из различных цветных, нередко экзотических пород дерева (сатиновое, розовое и др.). Обрамления часто выполняются породами более темных оттенков (туя, палисандр, черное дерево). Многие изделия Ризенера украшены нарядными маркетри, набранными кусочками светлых и темных пород дерева. Отделка цветным лаком в сочетании с золоченой бронзой встречается и в мебели стиля Людовика XVI. Стулья нередко сплошь золотятся. Очень пикантное впечатление производят предметы, окрашенные .белым лаком и кое-где тронутые позолотой.